понедельник, 1 мая 2017 г.

Велопоход по Армении 2017. День 2. Гарни - ХорВирап - Веди

Сегодня по плану у нас ударный день. Чтобы успеть везде и всюду, нужно телепортироваться в Хор Вирап, откуда оба Арарата видны, как на ладони, а потом забраться на перевал Лусашог (2025м) и спуститься в Арени - центр армянского виноделия.

Ехать в Хор Вирап можно было разными путями: один из них почти полностью асфальтовый, и потому быстрый, но не слишком интересный, а второй - через Хосровский заповедник, большей частью по грунтам, да еще с преодолением брода - это выглядело намного интереснее, хотя сложнее и продолжительнее по времени.

Посовещавшись, мы с Женей выбрали второй вариант, как не совсем стандартный и более увлекательный. С учетом этого мы наметили на сегодня план-минимум - добраться до Хор Вирапа и решили наверстывать время потом на машине. С питерской командой договорились связаться, когда прибудем на место, а они планировали сначала заехать в Гегард, куда не успели вчера, а оттуда направиться в Хор Вирап своим ходом, покуда хватит сил и остаток проехать на попутной машине.

Наш путь в Хосровский заповедник сразу начался с набора высоты. У входных ворот нас встретил местный сторож, не очень хорошо говорящий по-русски. Вход в заповедную зону стоил 2000 драм с носа, тут же мы наполнили гидраторы водой из источника. Смотритель спросил нас, куда мы едем, и услышав про Хор Вирап, категорично заявил, что туда нет дороги. Как мы ни пытались его убедить в обратном - ведь тропа в навигаторе есть, и она на деле была грунтовкой хорошего качества, вела вниз - он неустанно повторял, что туда дороги нет, и нам надо наверх, "два килёмэтр и Авуц Тар". К слову сказать, Авуц Тар - это еще один древний монастырь, который был разрушен во время землетрясения 1679г.

Мы согласились, поехав было сначала туда, куда нам он разрешил, и хотели вернуться на наш трек, когда пропадем из поля его зрения, но тропа заворачивала круто вверх и совсем в другую сторону от нужного нам пути. Мы снова вернулись на развилку и уже без спроса поехали вниз... Тут раздался крик "Иди суда!", и мы вынуждены были остановиться. Жаль, что нашему приключению не суждено было сбыться: блюститель порядка вернул нам деньги и выпустил обратно из ворот. Мы потеряли около часа времени, но зато теперь могли проехаться по ущелью и как следует рассмотреть Симфонию камней. Теперь нам не оставалось выбора, нужно было ехать по единственной дороге в Хор Вирап, а после начинать штурм перевала, сколько успеем за день.

Что интересно, в стыках этих шестигранных камней находятся птичьи гнезда, и мы наблюдали, как много-много птиц совершали бесчисленные рейсы из них к ручью от водопровода и обратно, чтобы набрать в клюв воды и напоить птенцов!

Дальше наш путь проходил по ущелью, и иногда попадались большие лужи, образованные от текущих со скал водопадов.

Потом мы доехали до развилки, и можно было либо продолжать двигаться по ущелью, либо повернуть направо и выбираться из ущелья на дорогу. Мы поехали наверх.

Необычно выглядят эти холмы из-за кустарников, которые пятнами покрывают всю их поверхность, как шкуру леопарда. За это сходство их так и прозвали "Леопардовые холмы".

Еще немного, и мы выберемся в цивилизацию.

Когда до Хор Вирапа оставалось около 10км, время уже перевалило за два часа, нам уже захотелось есть, но мы решили добраться до места, понадеявшись, что точно найдем кафешку поблизости с такой значимой достопримечательностью. Последние километры до монастыря мне давались с трудом, солнце нас уже основательно поджарило, очень хотелось сытного обеда, организм уже не воспринимал сладкие перекусы, и сил практически не было. У монастыря мы действительно нашли кафешку, но туристический сезон здесь еще не начался, поэтому она не работала, а можно было купить только воду. Хозяин поинтересовался нашей историей, предложил кофе, мы попросили обед, но он сказал, что может позвонить, и на машине привезут шашлык. Это нас расстроило, мысль возвращаться 15км до ближайшего кафе нас совсем не радовала, ждать шашлык мы не хотели, поэтому решили посмотреть Хор Вирап в том состоянии, как есть!

Хор Вирап переводится как глубокая темница. Под монастырем есть подземная тюрьма, в которой армянский царь Трдат III держал в заточении святого Георгия Просветителя целых 15 лет, прежде чем был обращен в христианство.

В темницу сейчас можно свободно спуститься
 Завораживающего зрелища двух седых пиков, простирающихся вдоль всей линии горизонта, как на красочных фотографиях в интернете, мы не увидели: потухший вулкан поглотила горячая дымка... Все пространство до подножия горы занято под сельхозугодия.

Мы осмотрели монастырь, заметили скульптуру огромного человека, идущего в горы где-то вдалеке, затем вернулись к велосипедам и продолжили путь. Надежды забраться сегодня на перевал у нас уже не было, единственным желанием было хорошо покушать и лечь спать!

Так мы доехали до города Веди, и к этому времени уже было около 6 часов вечера. В первой же кафешке мы проглотили хачапури и самсу, и теперь нам нужно было купить хлеб, воду и соль, чтобы приготовить ужин, и найти место стоянки. На карте из подходящих мест мы нашли только сады, и было неясно, насколько укромными они будут. Поговорили с местным жителем и узнали, что в 18 км отсюда есть прекрасное место: большое дерево "ив", поляна, стол и источник чистейшей воды. С одной стороны, 18 км - это меньше часа езды, но с другой - мы были сильно уставшими, поэтому мы выбрали сады.

Уже вечерело, местные крестьяне заканчивали работу в садах, поэтому нам никто не должен был помешать разбить лагерь среди деревьев. Однако к нам все-таки подошел хозяин, поинтересовался, нужна ли нам помощь, и пожелал нам приятного отдыха. Мы совершенно напрасно подумали, что он примется нас выгонять! Тем временем питерская группа расположилась недалеко от Хор Вирапа.