вторник, 16 ноября 2021 г.

В горах Южного Дагестана

В прошлом году мы ездили в пеший поход в Приэльбрусье, и всем так понравилось, что в этот раз захотелось придумать что-то похожее, только в новом месте. Выбор пал на Дагестан, потому что регион еще не был нами изведан, а время и место совпало с проведением трейлового ультрамарафона Каспиан, в котором я, Саша и Женя хотели заодно поучаствовать. Билеты купили еще весной, только я все еще колебался со слотом: моя форма после чемпионата России по марафону куда-то исчезла - совсем не было никакого желания бегать длинные дистанции и тем более соревноваться. Поэтому я ограничился одним походом, без участия в трейле. А Саша и Женя купили слоты, Саша хотел пробежать 50км и заодно разведать маршрут перед походом, а Женя ограничился двадцаткой.

На вершине г.Ерыдаг. На заднем плане г.Шалбуздаг
Дети: Егор, Женя, Ариша
Взрослые: Саша(папа Жени), я, Витя(папа Егора), Женя(папа Ариши)

Подготовка к походу была вялотекущей, все время находились какие-то другие дела, и не получалось собраться всем вместе даже в какой-нибудь небольшой поход с ночевкой. Причем это нужно было бы сделать не столько взрослым, сколько детям, хотя это компенсировалось их неплохой физической формой: Женя уже не первый год занимается синхронным плаванием, Ариша тоже плавает, а Егор ходит в лыжную секцию.

Подготовка снаряжения и провизии требовала большего внимания. В ноябре в горах на высоте более двух тысяч метров будет около нуля, возможен дождь, снег и сильный ветер. Нужно обеспечить детям и взрослым комфортные условия во время трекинга и ночевки, поэтому наши летние палатки и спальные мешки уже не годятся. За три недели до Дагестана я сходил в сольный поход по Крыму и обнаружил, что мой спальник на +4 экстрим уже слабо греет ночью, а надувной коврик приходится поддувать каждый час, потому что он перестал держать объем. В итоге Саша и Женя купили две большие палатки, я взял спальник Talberg на -27 экстрим и новый коврик. Для защиты обуви от дождя я купил нейлоновые гамаши - это значительно дешевле, чем непромокаемые ботинки. Правда у них обнаружился минус: подошва слишком нежная для гор, сцепление плохо держит. Надо будет к этим гамашам подобрать еще зубастые галоши!

Пока Женя сушил овощи для супа, Саша договаривался с местными о логистике и проживании. Путь из аэропорта Махачкалы в село Куруш на самый юг Дагестана был непростым: за тридцать километров до места назначения хорошая дорога заканчивалась, и дальше могли проехать только полноприводные машины. Мы запланировали остановиться в горном приюте известного альпиниста Петра Леонова у подножия горы Базардюзю, оставить часть провизии в доме и с облегченными рюкзаками выходить на радиальные маршруты, ночевать в горах и следующим днем возвращаться на базу. Всего получалось 3 радиальных выхода за неделю.

Сложнее было разобраться с картами: osmand и mapy.cz - любимые мои программы-навигаторы, выручавшие меня в самых разных местах, совсем не отображали тропы в той местности, поэтому пришлось воспользоваться снимками из космоса в картах гугла и яндекса. Повозившись пару часов, я загрузил слои в телефон и наложил на них gps-треки в osmand-e - теперь все было готово для путешествия!

Ранний подъем, такси во Внуково, три часа в небе - и мы в Дагестане. Загружаемся в микроавтобус и едем в Усухчай, где кончается хорошая дорога. Сделали остановку на перекус в Дербенте, отведали в кафе местные чудушки с творогом, сыром и зеленью, выпили кофе, айран с укропом и газировку Шиповник. В Усухчае пересаживаемся на транспорт повышенной проходимости и за полтора часа добираемся до горного приюта.

База представляет собой домик с пристройкой и отдельно стоящую кухню, все оснащено печками, есть электричество, газовая плита - шикарные условия для такой глуши, потому что тепло, и можно приготовить пищу.

В лагере разбиты несколько палаток - это приехали восходители на Базардюзю, а еще скоро начнется брифинг для участников ультрамарафона, который стартует прямо отсюда уже этой ночью. Спортсмены поселитись в Куруше, это недалеко по расстоянию от приюта, но немало по времени: Куруш расположен выше базы на 200 метров.

С нами в домике разместился Максим, он побежит через несколько часов 50км вместе с Сашей. Правда Саша уже не до конца уверен, что будет участвовать в забеге: он очень мало спал в последние дни, да и в целом ему пришлось решить много вопросов, которые отняли много энергии и сил. В горах выпало много снега, разметку организаторам пришлось переделывать, и объяснение трассы на брифинге звучало так, что забег обещал быть той еще авантюрой! А впереди нам предстоял еще поход с детьми в этих же краях на протяжении недели.

В три часа утра был дан старт, я пожелал Максиму удачи, а Саша сквозь сон сказал, что точно не побежит. Женя тоже не побежал, так что идея совместить забег с походом оказалась опрометчивой, сработал здравый смысл сохранить силы и здоровье на время похода.

Первый акклиматизационный выход к подножию Ерыдага (на заднем плане)

Саша показывает, куда мы скоро пойдем
На заднем плане г. Базардюзю

В этот день мы сходили в сторону горы Сельды на акклиматизацию, поднялись на небольшую высоту и вернулись в лагерь. Прогулка заняла у нас несколько часов - в приюте мы были уже к обеду, но потом еще поднялись в Куруш, зашли в магазин Северное сияние.

Административный центр села Куруш
На заднем плане г.Шалбуздаг

Типичный домик в Куруше

Темнеет в горах рано, в 17:30 заходит солнце, а в 18:00 уже наступает ночь. Дома нас встретил Максим, он успешно пробежал 50км и финишировал четвертым в абсолюте. Поделился впечатлениями о трассе, разметке, пастушьих собаках, охраняющих скот, крутых подъемах и спусках.

Приготовили рюкзаки на завтрашнюю радиалку, поужинали, сыграли с юными гроссмейстерами партию в шахматы и легли спать.

Выходим на тропу 1-й радиалки
Эмир, Егор, Женя и Ариша
На заднем плане Тимур(папа Эмира)

Первая радиалка: идем на Ихирский перевал, затем спускаемся в заброшенное село, ночуем под ним и возвращаемся в лагерь - таким был наш план.

Еще немного. Еще чуть-чуть.
Лезем на перевал Ихир

Пьем чай на перевале Ихир

Саша и Женя разведывают тропу на спуске с перевала Ихир
На темной горе развалины заброшенного села

На деле оказалось, что спуск с перевала Ихир был слишком крут, а тропа скрыта под снегом, поэтому мы не дошли до намеченного места, но посмотрели на руины села с вершины перевала, развернулись и через 2 км остановились на поляне, где стояли 2 вагончика-укрытия.

Мы думали, что это домики пастухов, но позже житель Куруша рассказал нам, что это жилища ученых, которые приезжали сюда когда-то и изучали горную породу. Мы освободили один из домиков от скудного скарба: перетащили две кровати в соседнюю хижину, там же развернули кухню, а в освободившемся домике разбили две большие палатки. Стены и крыша защищали нас от ветра, поэтому полноценного испытания палаток и спальных мешков "в полевых условиях" в эту ночь не получилось, мы снова спали в тепле и комфорте!

Пока мы обустраивали жилище, к нам со стороны Ихирского перевала приехали несколько всадников и остановились у нас попить чаю. Дети воспользовались моментом и сфотографировались верхом!

На следующий день мы к обеду вернулись в приют, так что было достаточно времени отдохнуть перед следующим, более трудным этапом.

Вторая радиалка была растянута на 3 дня и 2 ночи: мы должны были добраться до подножия горы Ерыдаг, разбить там лагерь, переночевать, оставить тяжелые вещи и налегке забраться на вершину Ерыдага, затем вернуться в лагерь, снова переночевать и спуститься в приют. План мы выполнили успешно, нам помогла дельными советами Наталья - еще одна туристка, остановившаяся в горном приюте.

Она сходила с нами на Ерыдаг в качестве акклиматизации перед восхождением на Базардюзю, однако позже это восхождение пришлось отменить из-за ухудшения погоды. Первый скальный комплекс мы преодолели по крупной сыпухе, затем спустились на плато и дальше взбирались на второй скальный комплекс, вершиной которого и был Ерыдаг. Обратный путь был таким же, только к нашему лагерю спускались по мелкой сыпухе, и этот аттракцион всем очень понравился!

Ночевки в палатках тоже не были хододными, экипировка справилась с погодными условиями достойно, несмотря на то что вторая ночь была чуть холоднее, а проснулись мы в сильном тумане и припорошенные снегом.

Третья радиалка была самой длинной по расстоянию, почти в 2 раза длиннее предыдущих, но мы прошли ее налегке за один день. Забрались на высоту 3700, но не дошли до вершины г.Шалбуздаг. Было облачно и туманно, иногда шел снег, но все же в редкие моменты прояснения нам ужалось насладиться открывшимися видами!

На следующий день пришла пора прощаться с горным приютом. Мы приехали в Дербент, по пути посмотрели огромный экраноплан Лунь, заселились в номер и пошли гулять по городу, послушали экскурсию на крепости и полакомились сладостями в виде пахлавы разных вкусов.

Дагестан произвел приятное впечатление и оставил желание вернуться и посетить другие места, не менее колоритные и живописные!