Блог о спорте и туризме Алексея Терехина

воскресенье, 20 сентября 2015 г.

Марафон из 3 часов. Мой путь длиной в 2 года

Выбежать из 3 часов - такую цель я поставил себе ровно 2 года назад, после того как преодолел свой второй марафон за 3 часа 20 минут, сбросив с дебютного результата целых 20 минут! Все мои знания на тему бега на тот момент сводились к одной книге - "Бег с Лидьярдом". Я стал понимать, что для роста результатов недостаточно просто увеличивать недельный километраж, и начал искать информацию о том, как научиться бежать марафон быстрее. В этой статье я расскажу о моей подготовке за это время.




После марафона в Москве 15.09.13 я, толком не отдохнув, на следующий день вышел пробежаться и травмировал ногу. 2 недели не бегал вообще, а потом возобновил занятия. Сходил пару раз на тренировки в Nike+, потом пробежал в октябре 7 холмов, и 2 Измайловских полумарафона. В начале ноября мне пришло приглашение на открытую тренировку марафонского клуба Гепард, но после занятия я решил, что справлюсь сам, т.к. совмещать работу в Москве с тренировками не представлял себе возможным, ведь одна только дорога из Электростали, где я раньше жил, туда-обратно отнимала по 4-5 часов в день.

В 2014 году мы переехали в Щербинку, и добираться до работы стало быстрее. В это же время я прочитал книгу Пита Фитзингера "Бег по шоссе для серьезных бегунов", нашел тренировочные планы на конкретные дистанции и стал пробовать выполнить их. Конечно же, взялся за самый сложный, т.е. подготовка к марафону с недельным километражем от 90 км и выше. Естественно, ничего у меня не получилось, за три дня до юбилейного XXV Марафона "Белые Ночи" в Петербурге я слег с бронхитом, и после этого уже решил с марафонами временно завязать.

Переключился тогда на десятки, попробовал силы в триатлоне, в Москве почти каждые выходные проводились какие-нибудь старты. В соцсетях мелькали публикации об очередных рекордах Оксаны, с которой я познакомился на первой тренировке в Гепарде, и каждый раз я впечатлялся все больше и больше ее успехам, в то время как мои результаты остановились на уровне 42 минуты десятка и половинка за 1:33. Быстрее бежать не получалось никак. Старт года, Московский марафон 2014, в котором Оксана побила мой рекорд, установленный в 2013 году, и пробежала за 3:07, поставил точку в моих сомнениях насчет занятий с тренером. В октябре я пришел в Гепард, и мои тренировки наконец обрели систематичность!

Я просматриваю свои записи тренировок и вижу, что начинал с темповиков по 4:30 мин/км, и они давались мне очень тяжело. И хотя я выполнял все работы, спустя месяц занятий особого прогресса я не заметил: на полумарафоне в Сочи мне не удалось выбежать из полутора часов, я повторил тогда свой личный рекорд, установленный на Весеннем Громе 2014. Результат на "7 холмах" был чуть лучше прошлогоднего, но все еще далек от "из сорока минут". Тренировки продолжались. И опять, я выполнял все работы, но тестовую пятерку в конце ноября, можно сказать, провалил: 18:28 хоть и стал моим новым личным рекордом, но он все равно был очень далек от 3 разряда. Еще спустя месяц та же участь постигла десятку: я обновил личник, но так и не выбежал из сорока минут!

Что было и осталось важным: "спокойное и уверенное движение к цели - не торопись, но и не останавливайся". Я держал эту фразу в голове и продолжал тренировки. Наступил уже 2015 год, а с ним и новый беговой сезон. 1 февраля я наконец пробежал десятку за 39:45. Интересным опытом стали весенние сборы в Кисловодске, причем они по времени пришлись на межсезонье, в самый пик подготовки к основным стартам элитных спортсменов. Мы выходили в парк на тренировку, и Макс то и дело показывал нам на пробегающих мимо чемпионов всех мастей и рангов! Сравнивая себя с их скоростями, можно было впасть в депрессию и бросить бег... Останавливало только одно: желание бегать. И не просто бегать, а быстро бегать, хотя бы по сравнению со своим прошлым уровнем. Желание развиваться дальше и узнать, насколько далеко можно продвинуться. Сборы в среднегорье сделали свое дело: на тольяттинском полумарафоне я показал время 1:25:06, и это было для меня прорывом. Я наконец сдвинулся с места и был несказанно рад этому. Потом был небольшой перерыв в беге. Я уехал в велопоход по Грузии, и мы отлично попутешествовали.

По возвращении я взялся за подготовку к марафону "Белые ночи", который мне пришлось пропустить в прошлом году, и который я хотел пробежать за 3 часа в текущем. Я снова выполнил все работы, и практически был готов к преодолению этой планки, но не сложилось: меня снова подкосила простуда, когда до старта оставалось всего 2 недели. За неделю я более-менее восстановился, еще неделю ходил на тренировки и размышлял, бежать или не бежать, в итоге решился и свой третий марафон пробежал за 3:15:06. Этому результату я все равно был рад и верил, что в следующий раз все получится. Когда пришло время брать отпуск, я не раздумывая снова полетел в Кисловодск - это место идеально для тренировок! За три недели я набрал почти 500-километровый объем вместе с пешими походами в горы на Верхний Джинал и Медовые водопады и Элькуш. Важно было не перетренироваться, поэтому после интенсивных занятий мы так же усердно восстанавливались, применяя массаж, баню, купание в источниках в Пятигорске и на озере. Когда я вернулся в Москву, до марафона оставалось 2 недели. Погода стояла сырая и промозглая, и очень хотелось вернуться в теплые края.

Мы получили профессиональную экипировку из линейки adidas adizero, за что я выражаю благодарность Серёге и компании Adidas. Теперь оставалось только достойно пробежать.

Если из прошлого марафона я помнил крутой спуск в районе Тверской, то в этот раз я отчетливо ощутил все горки. Они, конечно, сказались на скорости, но на спусках я эти же секунды отыграл. Жарко было, но не так как в Питере, и воды с губками вполне хватило. Бежал без еды, не хотелось есть совсем. Вначале держался чуть позади пейсеров на 2:59, но на отметке 5 км увидел Макса, он сказал мне, чтобы я не засыпал) Тогда я прибавил, обошел пейсеров и стал потихоньку убегать от них. После 10 км захотелось в туалет, но как-то перетерпел до финиша)) Судя по темпу в середине дистанции, 4:06-08, должен был убежать далеко от пейсмейкеров, но на разворотах видел, что они совсем рядом. Оказалось потом, что они на 2:57 бежали на самом деле. На половине дистанции снова увидел Макса (он перемещался на велике), он сказал мне, чтобы я продолжал в том же духе. Нагрузка для меня воспринималась спокойно, пульс не поднимался выше 165. 

Со мной пытался завязать разговор Юрий Галкин (КМС по суточному бегу, как я узнал после финиша, когда мы вместе стояли в очереди на массаж), я односложно отвечал ему, что "это не тренировка, а бег, как и у всех" и "я не соточник". Вообще практически не обращал внимания на болельщиков, не читал плакаты, как раньше, не давал пять, не позировал в камеры, просто сконцентрированно бежал. Хотя, уважаемые болельщики, если бы вас не было, то краски Марафона были бы не такими пестрыми. Трудновато стало после 35-го, мышцы забились, но пульс держался в районе 165, поэтому я не сбавлял. После поворота увидел на горизонте финиш, но до него было наверно целых полтора км. На 41 км снова увидел Макса, и Машу еще помню. Вот эти слова тренера: "пошел-пошел-пошел!" - так завели, что я прям полетел к финишу, и получилось суперускорение! 

Расстояние до финиша стремительно уменьшалось, ровно как сокращался разрыв между мной и ближайшим соперником, но догнать его я так и не смог, уступил ему секунду, а жаль, был бы ровно 100-ым в общем зачете. В итоге 2:56:25, и я снова сбросил с личника почти 20 минут, как и два года назад! Очень доволен, трудная трасса, но работы в подъем в Кисловодске были тяжелее. Тяжело в учении - легко в бою, так и тут.

UPD (09.10.2015): из-за дисквалификации двух бегунов я все-таки занял 99-е место в общем зачете, 86-е среди мужчин и 50-е в своей возрастной категории. Приятно!



Море фотографий можно посмотреть по этим ссылкам:

Протоколы: мужчины женщины

Искренне желаю всем любителям бега новых успехов, совершенствования скорости и выносливости, т.к. соревноваться в конкурентной среде интересно и всегда мотивирует.
Спасибо Максиму, Сереге, Любе, Насте, Сереге, Антону, Лере, а также всем гепардам за тренировки и поддержку!
Спасибо организаторам, волонтерам и зрителям, спасибо adidas!

До встречи на тренировках и новых стартах, благодарю за внимание!

Комментариев нет:

Отправить комментарий