Блог о спорте и туризме Алексея Терехина

суббота, 6 января 2018 г.

Экшн-тур по Абхазии. День 5. Плаваем в пещере. Сплав по реке Кодор.

Сегодня по плану у нас насыщенный день - осмотр Шакуранского водопада, прохождение нижней Шакуранской пещеры и сплав по реке Кодор. Накануне нам выдали гидрокостюмы. Забавный случай был: когда мы их примеряли, то надели задом наперед, так что молния была застегнута спереди! Гидрокостюм позволяет сохранить тепло, ведь на улице всего +6-8 градусов, а в пещере вода по пояс, и местами даже нужно плыть.


Шакуранский водопад интересен тем, что он спрятан среди скал, и к нему надо идти по крутой скользкой тропе, которая проходит через сказочный самшитовый лес, такой же, какой мы видели по пути к озеру Амткел. Кстати, оно не очень далеко отсюда.



Вообще это каскад из четырех водопадов, самый большой из которых - Шакуранский - высотой около 30 метров. Он является первой ступенью каскада с общим перепадом высот в 250 метров. Образовался в результате обрушения свода пещеры на пещерное озеро в результате землетрясения в 1892 году. Отличительная черта водопада в том, что под струей воды образовался огромный сталагмит!


Осмотрев водопад, мы спустились к пещере и надели гидрокостюмы. Поверх них надели еще штаны и ветровку, чтобы задерживать тепло и защитить гидрокостюм от повреждений о камни. Ощущения, когда входишь в таком виде в воду, прямо сказать, неприятные: холодная вода просачивается через одежду и гидрокостюм, и вспоминается момент, когда ты медленно входишь в море, привыкаешь к температуре воды и не спешишь нырнуть. Но длится это несколько секунд, тело нагревает просочившуюся воду, а гидрокостюм и одежда сохраняют тепло. Мы включили фонарики и пошли дальше вглубь пещеры, находясь по пояс в воде.


Под ногами иногда твердая порода, а иногда глинистая жижа, и вот тут я оценил всю прелесть гидроносков - в обычных носках находиться в холодной воде в кроссовках - сомнительное удовольствие! Иногда приходится взбираться на каменные уступы, следом за которыми идут пещерные ванны, наполненные водой. Местами бывает так глубоко, что начинаешь плыть. До сих пор мне не доводилось плавать в обуви. Да еще в пещере! Интересные ощущения... После часа в таком режиме у меня появлялись мысли: "Что я тут вообще делаю?!" и вспоминалась ситуация, когда мы толкали груженые велосипеды в снежный перевал в Грузии, и я был тогда  в сандалях, и другого пути не было... Это испытание не на физическую силу, а больше на психологическую устойчивость, когда нужно спокойно принять временный дискомфорт и просто идти дальше. Такое запоминается.

Паша иногда разряжал обстановку: погружал фонарик на дно пещерной ванны, и получалось эффектное освещение прозрачной воды.



В конце нашего маршрута желающие могли спрыгнуть в яму, чтобы пройти несколько метров по вязкой грязи почти по пояс и увидеть пещерный водопадик и залы со сталактитами и сталагмитами.


Конечно же я прыгнул! За новыми впечатлениями. Возвращались мы тем же маршрутом, и к моему удивлению, вся грязь была отмыта, пока мы добрались до выхода!


На этом наши приключения не закончились. Мы почти прибыли к месту начала сплава по реке Кодор, как вдруг сломалась машина, и не ясно было, сможет ли второй водитель отвезти машину вниз по течению к месту нашего финиша, или нужно будет вызывать другую машину.


Пока Паша ковырялся в двигателе, мы точили перекус и боролись с холодом. А еще очень хотелось сходить по нужде, но для этого нужно было снять сырую одежду и гидрокостюм, а это очень не просто, когда буквально трясет от холода!



К счастью, Паша починил машину, и принялся готовить катамаран к сплаву. Он сбросил его с крыши маршрутки, подсоединил к компрессору, чтобы накачать воздух, а мы в это время прогулялись посмотреть небольшой водопад. Меня больше впечатлил мост через реку Кодор с пробоиной от снаряда.


Позабавлялись с собакой Паши, она вцепилась мёртвой хваткой в палку и не разжимала челюсти, её даже поднимали над землёй!


Тем временем Паша надул кат, и мы понесли его к воде. Потом посмотрели и послушали инструктаж, как садиться, зацеплять ноги в ремни, как брать весло, и под какие команды и как грести. На каждом борту размещалось по четыре гребца, а по центру еще пять девушек-пассажиров.


А дальше начался экшн, сам сплав, и это было необычно и весело! Я сидел справа спереди и снимал интересные моменты, когда мы проходили через порожки. Я плавал один раз на четырёхместном каноэ больше десяти лет назад, и это была очень спокойная речушка в Германии. Кодор - горная река, и обычно здесь сплавам присваивают 3-4 категорию сложности, но сейчас воды было мало, и мы даже один раз сели на мель. Так что наш сплав был несложным, но от этого не менее захватывающим для неискушенных катамаранеров.


Когда кат сел на мель, угловые гребцы (и я в том числе) должны были слезть в воду, поднять судно и вытащить его на глубину, где примерно по колено. Это было непросто: из-за долгого сидения в мокрой одежде с сильно согнутыми в коленях ногами они затекли и в холодной же воде не слушались, постоянно подгибались, а ещё нужно было идти по камням в воде и тащить кат. А потом уже на достаточной глубине надо было выпрыгнуть из воды и забраться обратно на свое место, закрепить ноги ремнями и грести!


Пока мы плыли, я переживал смешанные ощущения. С одной стороны это был драйв, наблюдать, как закручиваются небольшие воронки, бурлит вода, собираются пенистые волны и внезапно выплескиваются на впереди сидящих гребцов и пассажиров. С другой стороны, я сжимал зубы, чтобы они не стучали от холода, радовался, когда нужно было грести, ведь в это время становилось чуть теплее, и ждал бурного течения и порогов, когда мы еле ползли по спокойной глади.


И вот мы причалили к берегу, и Паша высадил всех, но это еще не было окончанием сплава. Кат нужно было поддуть, а еще впереди было трудное препятствие - Наташкин камень. В этом месте река делает крутой поворот, а груженый катамаран недостаточно маневренный и может легко в этот камень влететь. Паша поддул кат, пригласил на борт только угловых гребцов, а остальным сказал подождать нас на другой стороне причала. Препятствие мы прошли успешно, а спустя некоторое время все вместе доплыли до финиша, где нас уже ждала машина.




Комментариев нет:

Отправить комментарий