Блог о спорте и туризме Алексея Терехина

воскресенье, 30 июня 2013 г.

XXIV Международный марафон "ERGO - Белые Ночи"

Вот и настал ответственный день соревнований. Мой первый официальный марафон. А по факту - третья попытка осилить дистанцию в 42 километра. Позади многочасовые, практически ежедневные тренировки, которые продолжались последние полтора месяца. Я долго шел к этой цели!

Раннее утро. 6 часов сна пролетели одним махом, я быстро встаю с кровати, убираю ее и иду на кухню. Заливаю стаканом кипятка порцию овсяной каши и завариваю чай. Небольшой и сытный завтрак - как раз то, что было мне нужно. Я слышал и еще читал рекомендации, что питаться лучше на дистанции, а до старта нельзя плотно наедаться. Оделся, собрал майку и шорты в рюкзак, и мы пошли с Женей на автобусную остановку.

В программе марафона было написано, что в 7.45 открываются раздевалки, поэтому мы поехали с тем расчетом, чтобы к 8 часам быть уже на месте. От остановки до Дворцовой площади нужно было пройти по прямой еще несколько сот метров, и здесь мы увидели группы иностранцев, экипированных в фирменную беговую одежду. На Дворцовой площади уже вовсю разминались. Мы походили здесь, осмотрелись, сфотографировались у старта, и я пошел переодеваться и разминаться. Женя остался где-то в гуще народа с вещами, телефоном и фотоаппаратом. У меня с собой не было ничего лишнего, даже секундомера! Только один тюбик с энергетическим гелем был у меня в заднем кармане. Я взял его, поддавшись вчера рекламе на регистрации, и думал воспользоваться им в самом крайнем случае, где-нибудь на 35-ом км.




Женя

Итак, остается несколько минут до старта, к туалетам уже образовались очереди, правда народ шел быстро. Выходим в стартовый коридор, причем плотно так сбиваемся в нем и ждем выстрел. На стартовых номерах с обратной стороны закреплен электронный чип, который фиксирует время пересечения стартовой и финишной черты (и как потом оказалось, полумарафонскую отметку), поэтому я совсем не беспокоился о том, чтобы стартовать в первых рядах. Поскольку это был мой дебют, то главной целью для меня было закончить дистанцию. Конечно, у меня были амбиции на время 3,5 часа, но я пообещал себе и всем, кто знал о моем участии в марафоне, что не буду выкладываться по полной.

Как оказалось, для соревнований важно именно "грязное" время, то есть время от выстрела до пересечения финишной черты, поэтому все элитные бегуны стоят всегда в первых рядах. Время "нетто" - чистое время прохождения дистанции от старта до финиша, регистрируемое чипом, важно только для спортсмена, хотя, казалось бы, оно справедливее. Я преодолевал этот стартовый коридор пешком больше двух минут...

Наконец, я переступил стартовую черту, и шаг превратился в бег! Я взял сразу очень медленный темп, порядка 6-7 минут на километр, полностью расслабился и наслаждался происходящим вокруг. Волнения не было совсем. Я знал свои возможности, судя по пройденным тренировкам, поэтому ожидал ощущения усталости на последних десяти километрах дистанции. Еще мне было интересно на бегу исследовать незнакомую местность, потому что вторую половину дистанции я успел изучить вчера, катаясь на велосипеде.

Мне запомнился интересный момент (в районе 2-3 км), когда нужно было бежать по прямой до Благовещенского моста через Неву порядка километра, затем по мосту перебраться на другой берег и потом бежать в противоположном направлении, так вот все это пространство было заполнено спортсменами, и было просто удивительно видеть лидирующих уже бегущих на том берегу мне навстречу!



Я бежал медленно, но при этом постоянно обгонял кого-то, и этот процесс мне нравился. Как-то я догнал группу немцев, и услышал фразу: "Gestern arbeiten, heute laufen, morgen fliegen!" - что означает "Вчера работали, сегодня бежим, завтра летим!" Видел много иностранцев, представителей Испании, Италии, Австралии и многих других. Волонтеры с крупными белыми цифрами на синем фоне на груди показывали через каждый километр, сколько мы уже пробежали. Вот и отметка в 5 км, первый пункт питания, пит-стоп, как я его называю =) Стол заполнен пластиковыми бутылками 0,4 л воды "Шишкин лес", люди заботливо и очень быстро дают в руки бутылки с водой. Рядом на столе лежат бананы, изюм, кусочки сахара и хлебные сухари.

Я опасался, что будет очень жарко, поэтому читал в поезде, по дороге в Петербург о том, как предотвратить обезвоживание организма. Эта коварная штука не проявляет себя сразу, поэтому нужно употреблять около 100 мл воды каждые пять километров, даже если не хочется пить. Сегодня было облачно, солнца почти не было, поэтому сильной жары не ощущалось. Все-таки воздух здесь отличается от московского, выше влажность. Я беру бутылку воды, отпиваю на бегу пару глотков и бросаю бутылку в сторону. То же самое повторяю на отметке в 10 км.

Я ищу глазами пейсмейкеров (это люди, задающие определенный темп, чтобы бегунам было проще ориентироваться на конкретное время прохождения дистанции), но никак не могу найти. Вдруг слышу, как про них говорят, поравнялся и спросил, как их определить в общей массе. Оказалось, что пейсмейкеры бегут с шариками, на которых написано время, и мы бежим где-то впереди 4 часов, а пейсмейкер на 3.45 далеко впереди нас. Разговорились, супружеская пара из Владивостока, Алексей и Вера Пономаревы. Переехали в Питер, и знают тут много интересных мест.


Алексей показал мне стадион Динамо, площадку слэк-лайн (натянутые между деревьев веревки, подвесные мостики, по которым нужно перебираться), гребной канал, где тренируются спортсмены по академической гребле. Получилась занимательная экскурсия!

Так мы пробежали отметку в 15 км, здесь я взял банан, потому что уже почувствовал, что немного проголодался. Вскоре мы увидели, как нам навстречу по второй половине дороги движутся бегуны (впереди был разворот)! Было интересно смотреть на их лица. Где-то в районе 17 км мы вбежали на Большой Петровский мост и начали спускаться с него. Здесь я оторвался от моих экскурсоводов. Вообще я использовал тактику расслабленного размашистого бега на всех участках с уклоном, и это позволяло мне без особых усилий на хорошей скорости обгонять людей, пытавшихся бежать с постоянной скоростью. Когда дорога выравнивалась, моя скорость возвращалась к той же, что была до подъема, если только я не хотел ее поддерживать (как было в конце марафона).

А вот и половина дистанции! Электронный чип пикает, когда я пробегаю между рамками, мое время 1 час 55 минут. Время слабоватое, если вспомнить, что в прошлом году в Черноголовке я преодолел 20 км за полтора часа. Но с другой стороны, мне еще столько же нужно пробежать, поэтому я не расстраиваюсь, а наоборот, улыбаюсь - настолько приятны ободряющие крики прохожих! Особенно теплыми они были на второй половине дистанции, они реально придавали сил и здорово мотивировали, спасибо вам большое!



Я бегу и чувствую, как постепенно растет моя скорость, но я держу ее под контролем, не давая себе сбить дыхание. На 25 км съедаю еще пол-банана и выпиваю воды, а также хватаю губку, чтобы освежить лицо, шею и руки. Пробегаю всю набережную реки Фонтанки и поворачиваю на Невский проспект. На 30 км подкрепляюсь изюмом, а вот уже и Московский вокзал!


В конце Невского замечаю брандспойт, разбрызгивающий освежающую воду, пробегаю под ним, собрав совсем немного капель. Молодцы, организаторы, все продумано до мелочей! Выбегаю на Синопскую набережную, с Невы дует приятный ветерок, на другом берегу вижу знакомые дома, вдоль которых гулял накануне. На 33 км я догоняю пейсмейкера со временем 3.45!


На 35 км беру еще немного изюма, губку и бутылку воды и словно на крыльях слетаю в тоннель под Большеохтинским мостом. Вспоминаю, что когда дома просматривал нитку маршрута, обратил внимание именно на этот участок, потом что здесь наступает предел моих тренировок по километражу. Но предела сил я здесь не почувствовал! По дороге я встречал людей, которые перешли на шаг, было видно, как у них сводило ноги. Машина скорой помощи медленно проезжала мимо спортсменов, предлагая воду и другую необходимую помощь. Один участник сидел с расстроенным лицом на багажнике велосипеда, а пробегающие мимо с иронией обращались к нему: мол, так нечестно =)

Бутылку с водой я решил не выбрасывать и пробежал с ней почти до следующего, последнего пункта питания. Где-то посередине меня окликнул бегун, он попросил воды. Я чуть сбавил темп, протянул ему воду, он выпил немного и вернул бутылку. Я снова прибавил шаг. Отметка в 40 км уже совсем рядом! Я уже точно знаю, что поставил личный рекорд расстояния, но цель еще не взята, остается совсем немного, по меркам моих тренировок - всего один круг вокруг водоема Юбилейный! Снова появляются зрители, они хлопают и кричат одобряющие фразы, кто-то стоит с плакатами, есть и фотографы! Я колеблюсь мгновение, брать ли мне воду на последнем пит-стопе,  но тут же решаю бежать до конца налегке. Кстати, чудо-гель так и остался у меня в кармане, я чувствовал в себе достаточно сил для финиша.

Вплоть до Дворцовой площади я постепенно обгонял одного за другим, и мне казалось, что могу бежать хоть еще десятку. Все-таки медленный старт очень важен, он позволил мне сохранить силы до финиша и даже сделать небольшой рывок на заключительных метрах.



Я уже вижу надпись FINISH! Еще несколько секунд и всё!!! Марафон преодолён!!! Я вбегаю в финишный коридор, похожий на тормозную полосу, и замечаю, как по обеим сторонам стоят люди с медалями и протягивают вперед. Тут я понимаю, что нужно брать свою заслуженную медаль, но инерция продолжает нести меня вперед, я зацепляю медаль, и она падает на пол. На площадке перед столом с питанием я останавливаюсь, и ко мне подбегает молодой человек с медалью. "Спасибо!" - говорю я, очень довольный забегом и результатом - 3 часа 38 минут! Немного жаль, что я не выбежал из трех с половиной часов, но все равно это отличное время!


Ищу в толпе Женю. У меня нет ни телефона, ни денег, чтобы добраться домой, ни фотоаппарата, чтобы запечатлеть эти радостные мгновения... Мысль добираться до дома бегом вызывает у меня улыбку - это еще около 8 км! Но вот я заметил Женю, он ждал меня у выхода из оцепленного коридора, где располагался пункт питания и массажные столы. Тут же сидели победители - кенийцы с кубками. Я сделал несколько фотоснимков и звонков, а потом решил сфотографироваться с победителями. Но они уже собрались уходить, и я еле успел их запечатлеть.



Еще один кениец стоял рядом и пока никуда не собирался. Я подошел к нему с еще несколькими бегунами, и мы стали интересоваться его результатом. "What is your time?" - спрашиваю я. Он отвечает "Two - ten". Ого, думаю, 2.10! Классное время! На вопрос "What is your place?" кениец открыл ладонь и сложил попарно указательный и средний палец и безымянный с мизинцем - получился жест похожий на жест черепашек ниндзя =) Потом он сказал "Four", и мы поняли, что это четвертое место.


Позже, когда появились протоколы и фотографии, я узнал, что этот кениец бежал под 12-м стартовым номером и показал восьмой результат. А "two-ten" означает "2+10=12"! Видимо, он не знал, как сказать 12 по-английски, но мы простим ему это, ведь так быстро бегать - это надо уметь! Тем временем финишируют мои попутчики на 10-17 км, показывают время около 4 часов:


Все, пора собираться домой. Я вышел с финишной площадки и направился в раздевалку. В раздевалке я встретил победителя марафона Здоровья в Юбилейном в своей возрастной категории, и мы обменялись впечатлениями.


И напоследок (о марафоне) представляю вашему вниманию видео, снятое велосипедистом-болельщиком. Оно отлично передают царившую на соревнованиях атмосферу:

 

Дома я принял душ и лег спать, церемонию награждения я тоже проспал, а проснулся уже ближе к ночи. Тут же я вспомнил, что это моя последняя ночь в Питере, завтра я уезжаю, поэтому нужно воспользоваться этим случаем и посмотреть, как разводятся мосты!


Так я прогулял до трех ночи, оценил всю красоту и таинственность разведения мостов и с чувством выполненного долга вернулся домой. Накрапывал дождик все время, пока я гулял, и я беспокоился, не придется ли мне просидеть завтра до вечернего поезда в четырех стенах...

4 комментария:

  1. Спасибо за подробный и интересный "отчёт"! Желаю успешных выступлений в следующих марафонах!

    ОтветитьУдалить
  2. Поздравляю с первым марафоном! Спасибо за рассказ, очень занимательно получилось. Единственное замечание - под Большеохтинским мостом тоннель, поэтому там сначала вниз, а потом вверх =)
    Желаю дальнейших успехов!

    Евгений Салугин

    ОтветитьУдалить