суббота, 6 мая 2017 г.

Велопоход по Армении 2017. День 7. Ехегнадзор - пер. Селим (2344м) - Мартуни

Ночь прошла спокойно, утром мы сварили кашу, позавтракали, собрали лагерь и отправились в путь. Сегодня по плану был очередной перевал, на этот раз Селимский, высотой 2344м, и после него мы рассчитывали к вечеру добраться до озера Севан. Нам нужно было закупить воду и провизию на перекус в дороге, поэтому мы сделали пару остановок, прежде чем доехали до поворота на перевал. По пути мы встретили группу велосипедистов из Уфы.

Не смотря на то, что от завтрака не прошло и двух часов, Женя уже забеспокоился об обеде. Он сказал, что сегодня как-то особенно тяжело крутить - мышцы протестуют! Мы посмотрели в osmand ближайшее кафе, а когда доехали до него, оно еще было закрыто. Это заведение ремонтировала снаружи бригада рабочих, и нам сказали, что повара скоро приедут, а мы можем пока подождать в беседке.

Под крышей было очень уютно, с противоположной стороны от входа можно было спуститься к реке и полюбоваться горным пейзажем. Через некоторое время к нам пришел официант и принял у нас заказ. Мы взяли шашлык, печеную картошку, салат, корзинку хлеба и компот, и накушались до отвала)) Теперь энергии точно хватит до самого вечера, можно лезть на перевал!

И мы полезли. Первые 10км пути были разминкой, мы не спеша поднялись на 200 метров. Смотрели вперед - там, на горизонте возвышалась гора, и было видно, как крошечные машины плавно карабкаются по серпантину, а на самой вершине висит черная тяжелая от дождя туча.

Вот такой огромный валун скатился прямо на дорогу когда-то, его еще не успели убрать, но выставили перед ним предупреждающие камни.

Начался дождь. Сначала несильный, но по мере того, как мы продвигались все дальше и дальше, его мощь нарастала. Мы решили спрятаться под крышей сеновала и переждать ливень. Мощные потоки стекали с крыши, а мы тем временем... снова хомячили!

Когда дождь утих, мы продолжили восхождение. Часа через три уже мы были на месте тех крошечных машин и смотрели с восхищением вниз! Туча повисла над одним краем горы, и поливала нас дождем всякий раз, когда мы заходили на новый виток серпантина.

Когда мы практически забрались на вершину, полил такой сильный дождь, что прямо хотелось прокричать небу: "Да имей ты совесть!!!" Спрятаться негде, остается только крутить. И тут мы подъезжаем к караван-сараю - древней ночлежке, в которой останавливались купцы, следовавшие по Великому Шелковому Пути. В этот же момент к сараю приехали туристы, вышли из автобуса и под зонтами, ёжась от холода и сырости, стали осматривать достопримечательность. Мы не стали спускаться с асфальтовой дороги по вязкой тропе к караван-сараю и крутили до самой вершины.

И вот он, перевал! Мы, наконец-то взяли его! Быстро фоткаемся, пока окончательно не продрогли, и снова в путь! Теперь должно быть легче.

Но оказалось совсем наоборот. Короткий спуск с перевала очень быстро выровнялся. Дождь закончился, но пронизывающий ветер на высоте больше двух тысяч метров обдувал нашу насквозь промокшую одежду и заставлял мертвой хваткой вцепиться в руль и крутить педали, что есть силы, чтобы хоть как-то согреться. Мысль о том, что ночевать мы будем сегодня в палатке, приводила меня в ужас)) Это можно сравнить с тем, как мы ночевали в снегах на перевале Загар в первом грузинском походе два года назад!

Примерно через полтора часа после перевала мы въехали в Мартуни - крупный город на берегу озера Севан. Местные таксисты приветствовали нас и указывали на большую гостиницу в советском стиле, мол, здесь можно остановиться. Женя сказал мне, что чуть подальше на карте отмечен частный гостевой дом, и лучше поехать туда. Хозяйка отвела нас в просторный номер, обшитый внутри деревом. Внутри даже баня была, но она еще не работала, а жаль. Хотя нам предложили попариться в другой сауне, но ценник был неприлично высок, и мы обошлись горячим душем в номере. Ужин сготовили на горелке прямо в ванной (т.к. там была вытяжка!): нам нужно было доесть походные запасы, ведь завтра мы уже планировали быть в Ереване.

Перед сном мы смотрели документальный фильм о поисках могилы Чингис-хана.