четверг, 4 мая 2017 г.

Велопоход по Армении 2017. День 5. Ангехакот - Татев

Ночевали мы на высоте 2163м, поутру было очень холодно, и из-за этого совсем неохота вылезать из палатки. Шум проезжающего недалеко трактора все-таки заставил нас выйти наружу. Каково было наше удивление, когда мы увидели, что расположились рядом с поляной, где сушили коровьи лепешки! В Армении мало леса, а обогревать жилища чем-то нужно, тем более на такой высоте, и сушеный навоз годится для этой цели!

Мы решили собрать быстро палатку и вещи и продолжить путь без завтрака, а сделать привал в более подходящем месте. Так и сделали, 8 утра мы уже стартовали. Первые 20км мы ехали чуть больше часа, сбросили за это время почти 400м и остановились на повороте на Сисиан.

Здесь был указатель на армянский Стоунхендж "Караундж" или "Зорац карер", до которого было около километра. Женя не захотел туда ехать, потому что фотографии тех мест, которые он смотрел в интернете, его не впечатлили. Поэтому он начал готовить завтрак, а я разгрузил велик и поехал налегке смотреть на "груду камней".

Вместе со мной до Караунджа доехал экскурсионный автобус, и толпа туристов сначала разбрелась по отдельно стоящим каменным столбам, а потом собралась около гида и стала слушать историю этого места. Судя по языку, на котором они говорили, это были восточные европейцы, наверное, поляки.

О назначении этого комплекса отдельно стоящих камней с проделанными узкими отверстиями в верхней части до сих пор нет единого мнения. Существуют версии о том, что это древнейшая обсерватория, однако убедительных доказательств этому нет. Другая версия гласит, что каменные сооружения выполняли функцию загона для скота, а отверстия в камнях служили для закрепления веревок и ремней. На некоторых камнях можно заметить петроглифы - наскальные рисунки, высеченные резцами. Петроглифы изображают фигуры человека, животных, спирали и другие примитивные геометрические формы. Еще одна функция камней - погребальная, т.к. в ходе исследований были обнаружены захоронения.

Осмотрев эти древние артефакты, я вернулся на поляну, мы с Женей позавтракали и отправились дальше в путь. Дорога снова идет вверх, так продолжается около 15км, мы опять оказываемся на высоте почти 2200м, прежде чем докрутим до начала стремительного спуска. По пути мы слышали пушечные залпы в горах, видели патрульных, выставленных в полной экипировке у дороги, чтобы не пускать транспорт к местам ведения учений. Я вспомнил свою службу, как нас вывозили 4 раза в горы на боевые стрельбы отделений, взводов, роты и батальона. Вот было время! Правда, нас возили на полигоны Нубарашен и Алагяз, а это совсем в другой стороне отсюда.

Перед последней горкой мы посидели над обрывом и с полчасика отдохнули. После подъема начался 25-километровый спуск на высоту 1400м, и мы с ветерком на скорости за 60км/ч домчали до села Алидзор, где начинается самая длинная в мире канатная дорога, протянувшаяся над ущельем на 5,5км! У билетных касс мы перевели дух, перекусили, связались с питерцами и узнали, что они вот-вот тоже сюда подъедут. Они немного поменяли маршрут, доехали до г.Джермука, известного минеральными источниками, оставили там велосипеды и на машине приехали в Алидзор.

Здесь мы вместе хотели прокатиться на канатке до Татева, где расположен одноименный монастырь, а затем спуститься в ущелье и посмотреть на "мост сатаны". Спуск в ущелье предполагал сброс еще 500м, и потом пришлось бы снова их набирать, т.к. маршрут наш шел дальше в Карабах. После размышлений мы приняли решение велосипеды оставить в отеле, который был на 200м ниже входа в кабинку канатки, на машине забраться наверх, прокатиться до Татева, осмотреть монастырь, вернуться обратно и опять же на машине спуститься в ущелье. Таким образом, у нас освобождался целый день, который раньше мы закладывали на спуск в ущелье и подъем своими силами на велосипедах. Жаль конечно, что этот фантастической красоты серпантин мы проехали в итоге на машине, но нужно было чем-то пожертвовать из-за дефицита времени.

То, что мы увидели, "пролетая над ущельем на крыльях", трудно описать словами, да и не нужно. Лучше посмотрите это видео, а еще лучше один раз увидеть самому вживую, чем прочитать или услышать!

А вот и монастырь:

Я ходил по коридорам монастыря очень уставшим, практически спал на ногах!

Экскурсия по монастырю и окрестностям, посмотрите для общего представления:

После осмотра монастыря мы вернулись на канатке в Алидзор и спустились на машине в ущелье, чтобы посмотреть на "мост сатаны". Этот природный, нерукотворный мост образовался от того, что огромная горная глыба была подмыта у основания минеральными источниками и съехала вниз. По мосту проходит автодорога Горис-Татев.

Там же есть купель с лечебной водой, но она оказалась холодной, и мы не стали принимать водные процедуры.

В отеле нас ждал вкуснейший ужин, а пока мы кушали, сюда приехала шумная компания мотоциклистов. Рев двигателей заполнил эфир на несколько минут, но после ужина мне уже ничто не могло помешать провалиться в безмятежный сон!