Блог о спорте и туризме Алексея Терехина

воскресенье, 6 декабря 2020 г.

Чемпионат России по марафону 2020

Да, этот сезон был странный и сломанный по всем известным причинам, поэтому пришлось перекраивать его, исходя из оставшихся возможностей.

Первоначальные планы на 2020 год


Изначально я планировал бежать марафон в апреле в Париже, а осенью горный трейл Armenian X Run. В марте я поехал на тренировочные сборы в Сербию, правда всего на десять дней. Профессиональные спортсмены выезжают в горы на 3 недели минимум для более мягкого проведения тренировочного процесса после акклиматизации.

Я не мог позволить себе столько отпуска ради личного рекорда на марафоне, потому что кроме бега увлекаюсь еще велопоходами, и запланировал поход по Испании и Франции на майские праздники и путешествие во Францию в июле.

В Сербии мы были в замешательстве: новости об отмене или переносе марафонов-мейджеров и других стартов приходили одна за другой. Но мы продолжали тренироваться.

Когда перенесли на осень старт в Париже, у меня был один вариант: бежать ЧР в Сочи. Я зарегистрировался туда, сбегал ключевую тридцатку по горам, но в самый последний момент отменили и Сочи. Точнее, перенесли на неопределённый срок.

Карантин и травмы


Вернувшись домой, я сел на карантин, который продлевали потом снова и снова. Я поначалу пробовал домашний фитнес и бег по лестницам в подъезде, но мотивация моя таяла на глазах. В довесок я поменял работу, начал заниматься английским и стал обучаться онлайн на тренера по бегу в s10.run. Возвращаться к тренировкам было очень трудно.

Я начал потихоньку, всего по несколько медленных километров около дома, но очень скоро заболело правое колено и правая "груша" - мышцы ослабли без тренировок, а от сидячей работы произошло защемление седалищного нерва.

Выбирался из этого состояния по роликам из ютуба. Делал упражнения, растяжки, катал массажный мячик и ролл. Боль в колене убирал закачиванием бедер резиной(эспандером) по Бубновскому. И продолжал медленно бегать по несколько километров. Боль постепенно уходила, но возвращалась после любого кросса, когда я бежал чуть побыстрее.


Подготовка


Примерно к середине лета я более-менее вернул свою среднюю форму. Путешествие во Францию сорвалось из-за закрытых границ. К Московскому марафону я был не готов, не набегал нужного объема. Удалось принять участие в эстафете по дуатлону в Ромашково(5км), в Осеннем Громе (21км), лыжном кроссе в Борисово (20км), Забеге в ТиНАО (в Троицке, 10км). Я выбрал Dagestan Wild Trail как забег-приключение вместо отмененного Armenian X Run. Старт должен был состояться 8 ноября. Определилась дата ЧР по марафону в Сочи - 6 декабря.
Готовился я к горному трейлу, но регистрация на ЧР у меня оставалась с весны. Поэтому я думал съездить погулять по горам в Дагестане, а в Сочи уже попробовать бежать на результат. И тут вторая волна отменила горный трейл, а ЧР было решено проводить со всеми необходимыми ограничениями, в итоге моя задача упростилась.


Если говорить о тренировках, то в неделю у меня было:

  • 1-2 интервальные тренировки (бегал длинные интервалы 4х1000, 5х1000, 4х2000, 5х2000, 10х1000, 5х3000 в темпе от 3:45 до 4:10),
  • 2 длительных кросса (один покороче, 15-20км, второй подлиннее, 18-25км в темпе около 4:30),
  • все остальные дни легкий бег,
  • недельный объем 70-90км


Экипировка


Думал, в каких кроссовках бежать марафон. Старые Asics Tartherzeal 6 уже набежали больше 700км, но были мне привычными и выглядели еще вполне пригодными. Все равно однажды придется их обновлять, поэтому я купил Asics Tartheredge 2, которые мало чем отличались от прежних, но времени их опробовать в деле почти не оставалось. 

В пятницу 4 декабря я все-таки пробежал в них по беговой дорожке легкую десятку по 6:00 и... натер мозоль почти в центре стопы. Такого не было у меня за все предыдущие 8 марафонов. Я прекрасно помнил рекомендацию бежать марафон в кроссовках не прямо из коробки, а уже с пробегом около 40км, но никак не ожидал, что знакомая модель доставит лишние проблемы.


Я решил переставить стельки из старых кроссовок в новые и понадеялся, что это поможет. Однако в субботу на легкой пробежке в 5км я понял, что натер мозоль еще больше. И как завтра бежать? А Саша взял себе такие же кроссовки, но на всякий случай прихватил и свои старые марафонки Kalengi. Размер у нас одинаковый, новые асиксы дискомфорта у него не вызывали, и он предложил мне бежать в декатлоновских каленжи. Я померял, они мне подошли и были мягкими, оставалось решить вопрос с мозолью. В аптеке мне посоветовали мазь и пластырь-аэрозоль, который после распыления образует защитную пленку. 

Вечером перед марафоном я ковырял булавкой в стопе и выпускал из мозоли жидкость! Такое не забывается, очень ценный опыт!

Ночью удалось поспать, волнения не было. Проснулся в 5 утра и снова обработал ранку. Неприятных ощущений почти не было, т.е. все вполне терпимо, но непонятно, как будет во время трехчасового бега... 


Марафон


За полчаса до старта собрались в холле Автодрома Формулы-1, разминались в тепле. Тут я встретил Катю с Яной - мы тренировались вместе в марафонском клубе Гепард 4 года назад. У нас состоялся необычный разговор:

- Привет, ты что здесь делаешь?
- Привет, бегу марафон
- Зачем?
- ?.. просто.
- А где выход на трибуны?
- Видимо там)

Потом поздоровался с Олегом Григорьевым, вспомнил, как ходили обедать на сборах в Кисловодске с ним и с Серегой Зыряновым... Тоже прошло уже года 4 с тех пор)

И вот нас приглашают на трассу. Мы выходим из теплого холла в бодрящую свежесть, на улице +8! Я побегал по асфальту - в кроссовках было удобно, и я сказал себе, что сейчас ничего не мешает мне бежать так, как я запланировал, а значит можно быть спокойным!


Девушки стартовали раньше, поэтому где-то на втором километре лидер женского забега Сардана Трофимова уже обгоняла нас, уходя на второй круг. Еще через пару километров нас догнала группа преследования, мы посторонились, чтобы дать им дорогу бежать по кратчайшей траектории. При виде стремительно удаляющейся группы профессионалов меня вдруг охватила такая радость - за них и за то, что марафон состоялся, вот он, уже идет, и я бегу его тоже - что даже выступили слезы! 

Потом эйфория прошла, и я полностью сосредоточился на беге. Поначалу держал темп 4:12-4:10, бежалось легко примерно полтора круга. Потом я стал прибавлять, по 4:04-4:06, но на 18-м километре уже понял, что прежней легкости нет. Съел первый гель и вернулся к темпу 4:15. Мозоль давала о себе знать только на поворотах направо, но это было некритично. К 30-му километру меня обогнал на круг Саша и сказал, что "просел". Я тоже просел - бедра уже не получалось поднимать высоко, да и каденс со 180 снизился до 165. На 33-м км съел второй гель и старался держать темп, как могу, но быстрее 4:30 не получалось.

Чуть позже снова встретил Сашу, он уже бежал в обратном направлении, доделывал петлю. "Красава!" - крикнул ему, чтобы подбодрить. Саше оставалось чуть больше километра до финиша, а мне - добежать этот круг и сделать петлю - мой марафон только начинался)
Я цеплялся взглядом за бегущих впереди меня и старался их достать. Иногда это получалось и придавало моральных сил. Уходя на петлю, услышал подбадривающий голос Саши. Потерпеть осталось совсем чуть-чуть. Я финишировал за 3:02:39 с улыбкой и был очень рад, что марафон завершен, а еще и результат почти на минуту лучше прошлогоднего!






Комментариев нет:

Отправить комментарий