Блог о спорте и туризме Алексея Терехина

пятница, 28 июня 2013 г.

Подготовка к марафону

Если вспомнить, первая моя попытка пробежать марафон была предпринята 28 мая 2009 года, к тому моменту я уже долгое время (с 2004 года) увлекался бегом на средние дистанции, но тренировки мои носили нерегулярный характер. В то время я бегал по 5-7 км через день, и по настроению раз в месяц выбирался на 10-15 километровые забеги. Тогда мне это казалось чем-то значительным, и я с удовольствием отмечал такие тренировки в дневнике.

Любовь к бегу мне привила книга, которую написал выдающийся новозеландский тренер Артур Лидьярд. В первой ее части он повествует о проблемах, которые кроет за собой малоподвижный образ жизни, и о том, как эффективно решает их ежедневный бег трусцой. Во второй части он пишет о марафонской тренировке, потому что дистанция 42 км 195 м - это кажущаяся недосягаемой высота, взять которую мечтали многие бегуны во всем мире и я в том числе.

Этой весной я твердо решил как следует подготовиться к марафону, и это решение я принял за 4 месяца до старта. Я перечитал раздел книги о марафонской тренировке, обратив особое внимание на приблизительный тренировочный план, но строго придерживаться его у меня не получалось. Трудно было выкраивать время после работы, а вставать рано-рано утром я не мог себе позволить, поскольку слишком поздно ложился спать. Кроме того погода была настолько капризной, что выходить на тренировку мне просто не представлялось возможным. В итоге, время шло, а я топтался на месте.

Наконец погода более-менее наладилась, в календаре близились даты соревнований на 10 и 15 км, я все чаще стал выходить на тренировку, приезжая домой с работы. После участия в первом соревновании на 10 км в Павловском Посаде я понял, как я еще далек от цели. Это сейчас я понимаю, что 10 км - это та дистанция, которую нужно бежать целиком в соревновательном темпе, а не раскачиваться в первой половине пути, экономя силы. Примерно то же относится и к 15 км. Жаркая погода в тот день сыграла большую роль на ухудшении результатов. Что я чувствовал на последних метрах до финиша - это приближающийся коллапс! Но вот финишная черта пересечена, дыхание начинает постепенно восстанавливаться, спасительная вода действует оживляюще, и на смену мыслям о том, что я выброшу навсегда из головы идею о марафоне, приходит невероятная радость и заряд позитива!

Я снова перечитываю главы о тренировках и решаю бегать четко по плану:
понедельник - 1 час
вторник - 1,5 часа
среда - 1 час
четверг - 2 часа
пятница - 1 час
суббота - 2-3 часа
воскресенье - 1 час

Через неделю весенний пробег в Черноголовке на 15 км показал мне, что я двигаюсь в правильном направлении: ощущения на финише были гораздо приятнее, чем неделю назад. Это приободрило меня. Следующие соревнования были в Юбилейном, марафон Здоровья, дистанция - 10 км, но лил дождь, а трасса, которая проходила преимущественно через лес, превратилась в грязевую кашу. Несмотря на это, я финишировал на 2 минуты быстрее, чем пару недель назад в Павловском Посаде. Ежедневные пробежки у меня начинались примерно в 9.30 - 10 вечера. Иногда мне приходилось пропускать тренировки из-за того, что я слишком поздно возвращался с работы. Помню, как я расстраивался, когда целую неделю шел дождь, и приходилось сидеть дома.

В июне я стал постепенно увеличивать нагрузку. Недельный километраж возрос до 70-100 км (первые три недели). Два раза в неделю я пробегал больше 20 км за тренировку, в остальные дни бегал по полтора-два часа, интервальную тренировку включил только один раз, в будущем хочу включать ее чаще, плюс бег в гору и под гору (для этого выбрал холм на Юбилейном водоеме и небольшие отрезки на участке Субботино-Степурино). За неделю до марафона я сбросил нагрузку, чтобы дать возможность мышцам восстановиться и накопить запас углеводов. В понедельник я пробежал 1 час, во вторник и среду по 40 минут, а остальные дни вплоть до воскресения не бегал вообще, хотя планировал за день до старта выполнить получасовую легкую тренировку.

И вот, настал день старта!