пятница, 18 ноября 2016 г.

В поход!

Однажды Яна предложила сходить в однодневный поход по лесам Ногинского района с инструктором по выживанию. В программе была заявлена переправа через речку на самодельном плоту, ориентирование по компасу, собирание клюквы, разжигание костра без помощи спичек. Такое эксклюзивное предложение нельзя было упустить, поскольку все это было жутко интересно, да и с настоящим инструктором я в поход еще никогда не ходил. К тому же район знакомый - совсем недалеко от родного города Электростали, здесь мы 5 лет назад катались с другом на великах, правда по дорогам, и в лес не заходили.

Наступил день похода, 13 ноября. Добираться до места встречи было непросто. Сначала нужно было доехать от Щербинки до метро Щелковская, а потом пересесть на автобус до Черноголовки и выйти на повороте в деревню Медное-Власово. Чтобы успеть к 9 утра, я проснулся в 5 и в 6 часов уже ждал автобус до метро. Но его не было. Прошло 20 минут, но автобус не появлялся, хотя по расписанию он ходит каждый час в 0, 20 и 40 минут. Примерно в 6:25 я уже было отчаялся ждать и направился до метро бегом, это около получаса, но вдруг заметил подъезжающую маршрутку. Ура! На Щелковской встретился с Яной, и мы сели в автобус до Черноголовки. На месте мы были где-то в 8:45, так что с задачей не опоздать мы справились!

На остановке вместо группы людей, которые изъявили желание пойти в этот поход, стояла одна Алёна. Мы даже удивились, что совсем никого больше не было! В 9 утра нам навстречу подъехала машина, и из нее вышел инструктор Сергей. Он рассказал нам, что по разным причинам от похода отказались почти все заявившиеся, но он все равно бы приехал, даже если бы пришел всего один желающий. Кто-то заболел, кто-то испугался погоды, которая за последние 3 дня менялась от дождливой до гололедицы и снегопада. Сегодня было удивительно тихо, снег, нападавший за вчерашний день, преобразил деревья вокруг, и все выглядело таким чистым, свежим и аккуратным.

Сергей рассказал нам план нашего похода, выдал каждому карту, сухпаёк, в котором были козинаки, конфеты, нуга, хлебцы и даже паштет и влажные салфетки! И мы отправились в путь. Нам предстояло пройти всего около 12км за весь день, и это было необычно мало для нас, пробегающих это расстояние за час.

Мы прошли наверное меньше километра, как перед нами возникла речка, через которую мы должны были переправиться на самодельном плоту. Я в жизни никогда не строил лодок, и от этого мне было любопытно, как это будет происходить. Сергей достал складную ножовку, которой можно легко спилить дерево средней толщины, и начал рассказывать, как делать плот. Для начала нужно было приготовить несколько палок, скрепить их между собой веревкой и скотчем, чтобы получилась решетка, и эту решетку вставить в деревянное кольцо, изготовленное из гибких веток.

После этого потребуется срезать большое количество еловых веток, чтобы ими обернуть с внешнего края все деревянное кольцо и связать их с ним. Это нужно для того, чтобы по краям плота создать выступы подобно тому, как если скрепить две пробки от бутылки шляпкой вовнутрь. Таким образом конструкции придается толщина, и ее можно обтягивать непромокаемым тентом.

Мы использовали тент размером 4х4 метра, он служил дном плота. Края тента обтягивали снаружи еловые ветки и связывались сверху в узлы. Вот так выглядела наша лодка, все ее зовут по-разному: кто бубликом, кто ватрушкой, а мы назвали ее аджарским хачапури!

Теперь нам предстояло перебраться на этом плоту на другой берег, и честно говоря, плот не выглядел способным выдержать всех нас разом. Сергей достал две веревки, нашел длинную палку, которую он собирался использовать в качестве весла, и продемонстрировал нам надежность лодки, перебравшись на другой берег.

Перед этим он дал мне катушку с веревкой, другой конец привязал к плоту и пока плыл, катушка разматывалась, и веревка натягивалась над водой. На другом берегу Сергей привязал к плоту другую веревку и сказал тянуть веревку, которая была у меня, на себя. Я стал тянуть веревку, и плот приплыл к нам. Мы надели спасжилеты и начали по очереди переправляться: Сергей тянул плот на свой берег, а я возвращал его обратно. Первой перебралась Алена, за ней Яна, а потом я залез в плот вместе с катушкой и приплыл ко всем.

Мы с Сергеем сняли тент, свернули его, смотали катушки, сложили вещи и отправились дальше в путь. Наш поход только начинался!

Мы тропили по сугробам, покрытым сверху корочкой наста, видели как в лесу похозяйничали бобры, заметили следы зайцев, и незаметно вышли к дороге прямо к Николо-Берлюковскому монастырю в селе Авдотьино.

Это все бобры!

Монастырь преобразился, его отреставрировали, и теперь он выглядел очень светлым и красивым.

Таким он был

Таким он стал

Мы зашли в трапезную внутри монастыря, покушали пирожков с картошкой, с капустой и сладких печений с чаем. Также можно было купить травы и масла на самые разные случаи жизни. Подкрепились и пошли дальше.

Недалеко от монастыря есть источник, из которого можно набрать освященную воду, и купель, в которой можно поморжевать. Алена набрала бутылочку воды, а мы бутылочки с собой не взяли, поэтому просто постояли, посмотрели вокруг. Потом мы зашли за купель и перешли по мостику в лес. Когда лес закончился, мы вышли к полю, и представляли, как хорошо было бы летом обежать его вокруг! Затем снова зашли в лес, и тут Сергей рассказал нам, как пользоваться компасом.

Мы, конечно, изучали это в школе, но этим навыком с тех пор воспользоваться так и не пришлось, поэтому все и забылось. Сориентировавшись по карте, мы взяли курс на клюквенное поле, до которого нам нужно было протопать около километра. По пути приходилось постоянно сверять направление по компасу, и задача осложнялась тем, что напрямки можно было пройти не везде, а кое-где приходилось обходить поваленные деревья. В общем, с задачей мы справились, и к нужному полю мы пришли. Сергей рассказал нам, что поход осенний и в это время обычно снега не бывает, но сейчас нам повезло, поэтому придется клюкву доставать из-под снега. Он показал нам, как это делается, обратив внимание на листочки, торчащие из сугробов.

Когда я снимал пласт льда и разгребал промокший от болотной топи снег, я чувствовал себя героем сказки "12 месяцев", как будто искал подснежники! Какое же приятное чувство я испытал, когда из-под снега отыскал заветные красные ягодки клюквы! Мы собрали горсточку ягод, а в это время Сергей заготовил дрова для костра. Когда нам надоело тщетно вспахивать ногами и руками мокрый снег, мы пошли греться.

Сергей показал нам, как разжечь огонь без спичек. У него были с собой ватные диски, предварительно смоченные в растопленном воске от свечи. Он разлохматил середину диска, достал огниво, чиркнул пару раз, и искры зажгли воск. Огня от одного такого ватного диска хватает, чтобы вскипятить кружку воды. Сергей положил диск в растопку, и аккуратно, как по учебнику, выложенный шалашом костер очень скоро разгорелся.

Немного отдохнули, перекусили, затушили костер и отправились дальше. Теперь нам надо было самостоятельно определить направление, используя карту и компас, чтобы прийти к озеру. На этот раз пришлось пройти большее расстояние, чем до клюквенной поляны, но мы все равно справились! У озера было оборудовано место для пикника, стоял большой деревянный стол, покрытый снегом и коркой льда. Продукты для ужина Сергей предусмотрительно спрятал в лесу, чтобы не пришлось их нести весь день с собой.

Несколько бревен, также заранее приготовленных, были раскиданы у выхода на лед замерзшего озера - скорее всего их использовали рыбаки, чтобы не провалиться под неокрепший у самого берега лед. Сергей осторожно перетащил бревна на поляну, и мы стали готовить очаг. Сходили за сухими ветками, корой, смешали в кастрюле ингредиенты для похлебки.

В это время инструктор сделал заготовки для двух разных костров. Один из них выглядел, как несколько бревен, продольно уложенных друг на друга, а второй - три плотно прижатых друг к другу пенька. В пространство между поленьями Сергей разложил хворост и те самые ватные диски, пропитанные воском. Снова высек огнивом искру, и растопка тут же занялась пламенем. У этих двух видов костров разные назначения - первый может гореть всю ночь и не требует подкладывания дров, а второй служит плитой, и нет необходимости подвешивать котелок на треногу.

Ужин получился великолепный, а в заключение Сергей показал нам, как из тента сделать просторную палатку. Мы прекрасно отдохнули, уже довольно сильно стемнело, и пришла пора возвращаться в цивилизацию. Неожиданно инструктор подарил всем нам по фонарику! Затем мы собрали вещи, затушили костер и отправились в путь. До конечной точки нам оставалось дойти пару километров. Мы шли и разговаривали всю дорогу. Вышли из леса в деревню Дядькино, прошли мимо колоритного ресторана с Абхазской кухней и стали ждать на остановке маршрутку до Москвы. Сергей вышел раньше, на месте нашей встречи утром, где он оставил машину. А мы доехали до Москвы и к ночи добрались до дома.

Вот такие приключения у нас были за это воскресенье!

Если вы тоже хотите провести выходные ярко, с пользой для здоровья и узнать что-то новое, то вот несколько ссылок, читайте и выбирайте: