Блог о спорте и туризме Алексея Терехина

пятница, 6 ноября 2015 г.

Чемпионат России по горному бегу

25 октября я участвовал в составе команды марафонского клуба Гепард в Чемпионате России по длинному горному бегу, который проходил в Сочи на Красной Поляне. Чем запомнились мне эти соревнования, и какой опыт был получен - об этом я расскажу в этой статье.



Несмотря на то, что прошло всего чуть больше месяца после главного старта в этом году - Московского марафона, - наш тренер Максим Денисов решился на авантюру и заявил команду из 5 парней и 5 девушек на Чемпионат России по горному бегу. Цель была - получить новый опыт от участия в соревнованиях на таком высоком уровне, а также проверить силы, так ли гепарды хороши в горном беге, как и на плоском марафоне. Вызов был брошен скорее не нам, а самому тренеру, в том смысле, что нужно было грамотно спланировать тренировки и подвести нас к старту за такой короткий срок. Тренировались мы на Воробьевых горах и в Крылатском, т.к. с холмами у нас в Москве напряженка. Отрабатывали длинные повторные ускорения в гору попеременно с длинными кроссами по холмистой местности.

Мы прилетели в Сочи заранее, чтобы немного привыкнуть к местным условиям, так что в запасе у нас был целый день. В субботу утром была необычная тренировка: мы пробежали в легком темпе 12 км по побережью Черного моря до Абхазской границы (было очень ветрено, погода портилась), зашли на местный рынок и закупили там мелким оптом хурму, гранаты, мандарины и прочие яства! Обратно вернулись на автобусе под проливным дождем. В такую погоду обычно говорят, что хозяин собаку на улицу не выгонит, а мы побежали вечером купаться в море и наслаждаться его большими волнами!

Наступил день соревнований. Дождь лил нещадно всю ночь и лишь под утро сбавил свою силу, наверное, чтобы мы успели дойти до вокзала относительно сухими. Ласточка привезла нас вместе с другими участниками соревнований на станцию "Роза Хутор", ехать было комфортно, хотя иногда закладывало уши, когда мы проезжали тоннели. Дождь не утихал, а до старта было еще около двух часов. Зачем мы приехали так рано? Дело в том, что следующий поезд прибывал слишком поздно, и в этом можно сказать, минус организации. Поскольку все приезжают сюда именно на ласточке, то можно было скорректировать время начала соревнований. Хорошо, что на вокзале продавали дождевики, это было настоящим спасением!


До места старта от вокзала идти метров пятьсот, и этого вполне хватило, чтобы промочить кроссовки. Дождевики - все-таки классное изобретение, но против луж они бессильны. Поскольку до старта у нас было еще предостаточно времени, мы немного перекусили в кафе "Шале". Тем временем народ активно готовился: на весь зал запахло разогревающей мазью, так что обслуживающий персонал начал беспокоиться и открывать двери, чтоб проветрить помещение. Стало известно, что по решению организаторов девушки будут стартовать на полчаса раньше, в 10:30.


Мы начинаем разминаться прямо в кафе, бегая между столиков! Хорошо, что посетителей в это ненастное утро было немного.


За пару минут до 11:00 мы выбегаем из кафе и движемся к старту. Здесь начинается перекличка - такое на моей памяти впервые. Народу немного, всего 27 человек. Раздается стартовый выстрел, и мы срываемся с места.


Первые 4 км бежится легко, в темпе 3.30-4.00, только Серега и Никита бегут так быстро, что скоро исчезают из поля зрения. Марат бежит впереди, метрах в ста от меня. На пути нам встречаются лужи, растянувшиеся во всю ширину дороги, кто-то шлепает прямо по ним, а я оббегаю их по обочине, теряя скорость и энергию, чтобы перепрыгнуть размытую грязь.

По этому видео одного из участников соревнования можно оценить все прелести трассы =)

Скоро асфальт заканчивается и начинается каменистый подъем. Скорость заметно падает, но бежать пока еще возможно. Дорога петляет и укладывается в серпантин. В местах крутых поворотов усилия, прикладываемые для бега, уже слишком высоки, а скорость при этом так мала, что проще идти пешком. Перехожу на шаг, пульс постепенно успокаивается, а икроножные мышцы и поясничный отдел начинают забиваться. Постоянно анализирую, как мне сейчас быть: пройти еще немного или уже можно пробовать бежать. Вот таким манером я поднимаюсь все выше и выше, оставляя позади километровые отметки. В моменты, когда хочется перевести дух, я перехожу на шаг, а когда уже невозможно идти из-за жжения в икрах, начинаю бежать, и постоянно подгоняю себя мыслью: "А вдруг я не уложусь в лимит времени, и меня снимут с соревнования"...

Большая часть подъема уже пройдена, и это придает сил, ведь дальше только спуск, а сбегать с горы психологически (но не технически) проще, чем подниматься. Догоняю девушек: сначала Таню и Машу, которые бегут вместе, потом Катю Евсееву - она говорит мне, что свернула не туда и пробежала лишний километр. Впереди пункт питания, мне предлагают воду и энергетик. Я беру воду, хоть пить не хочется из-за общей влажности и холода - все это время лил дождь! Вдруг навстречу один за другим бегут лидеры, я пытаюсь узнать Серегу, но среди них его пока нет. Забегаю на круг вокруг Хмелевского озера, через некоторое время вижу еще двоих: Марат догоняет Олю. Оля бежит в перчатках, и мне видится это разумным решением: температура здесь, наверху, уже около нуля, а дождь перешел в град. Плечи немеют от холода, ладони едва успевают отогреться, когда я иду пешком, упираясь ими в колени. Обгоняю Марата. Меня догоняет еще один участник, и какое-то время я бегу за ним.


И тут начинается спуск. Это только на первый взгляд кажется, что спуск легче подъема. Поначалу я бегу осторожно, выбираю места, куда приземляться. Начинаю понимать, что безопаснее бежать по камням, по которым течет ручей - они плоские и почти не двигаются, когда на них наступаешь. Другие камни "живые", нога в короткий момент контакта с их поверхностью продолжает торможение вместе с ними. Шаги на спуске такие широкие, что кажется, будто паришь над землей. Когда спуск очень крут, приходится сбрасывать скорость, чаще перебирать ногами и уменьшать длину шага, при этом мышцы выше колен испытывают перегрузки, которые только накапливаются по мере спуска. В моменты выполаживания начинаешь понимать, как сильно уже устали мышцы, тяжесть в ногах отбирает прежнюю пружинистость.

Бегу вниз настолько быстро, насколько это возможно. От холода и необычных перегрузок - мне раньше не доводилось так долго и на такой скорости сбегать с горы - дышу уже в голос, и с каждым шагом из моей груди вырываются звуки "Уф-фуф-фуф"!.. Из-за быстрого сброса высоты закладывает уши. От дикой тряски кажется, что все внутренние органы перемешались. Поворот, спуск, еще поворот, я бегу, и думаю, когда же это наконец закончится. Встречаю Макса, он говорит мне "не бойся, не бойся, хорошо, так и продолжай, 14-й идешь!", еще через некоторое время обгоняю Никиту - он спускался осторожно, потому что кроссовки сильно давили ему на пальцы, затем встречаю тольяттинских ребят, которые бежали здесь же в пятницу на Кубке России по горному бегу вверх, они говорят мне, что Серега рядом. Это меня радует, но тут спуск заканчивается, я выхожу на ровную поверхность, и понимаю, что ноги бежать дальше просто отказываются! Вдобавок заколол левый бок... Бежать еще 4 км. Мало-помалу ноги приходят в себя, и оставшуюся дистанцию я пробегаю в темпе 4:30, опять попадаются эти же огромные лужи, первую оббегаю и поскальзываюсь в грязи, остальные лужи прошлепал напролом и буквально на финише обогнал девушку, которая стала бронзовым призером! Финиш, итоговое время 2:35:36, я 13-й!


Фотографии можно посмотреть тут: https://fotki.yandex.ru/users/zhdanovis1958/album/525500

Данные с Polar-а:

Разгон 4 км: 
время: 18 мин
перепад высот: 609-650 м
макс.темп: 3:16 мин/км (на старте)
ср. темп: 4:30 мин/км

Подъем 10 км:
время: 1 час 19 мин
перепад высот: 658-1901 м
ср. темп: 7:54 мин/км

2 км вокруг озера на высоте 1800 м:
время: 9 мин
перепад высот:1901-1790 м
ср. темп: 4:30 мин/км

Спуск 10 км:
время: 31 мин
перепад высот: 1790-658 м
ср. темп: 3:06 мин/км

Финишные 4 км:
время: 18 мин
перепад высот: 658-609 м
ср. темп: 4:30 мин/км

Протокол соревнований:




Результаты превосходные, учитывая то, что подобного опыта до этого не было, так что с поставленной задачей мы справились успешно. Тренеры также получили новый опыт, так что теперь на занятиях добавится что-то интересное!

Походив немного на финише, иду переодеваться. Встретил Серегу, обменялись впечатлениями, оказалось, что я прибежал сразу за ним, через 7 минут. А дождь тем временем уже прекратился, и погода стала налаживаться. Постепенно финишировали все остальные  участники, и каждый рассказывал, что он пережил за эту гонку. После обеда в том же кафе мы поехали на автобусе в Сочи.

На следующий день утром мы отправились на легкую пробежку, чтобы ускорить процесс восстановления. 5 километров дались без особых проблем. Вначале казалось, что все не так плохо. Да, мышцы забиты, но бегать потихоньку можно. После завтрака мы отправились пешком до Олимпийских объектов, до которых было около 5км, и чем больше мы шли, тем больше ноги сопротивлялись. Дойдя до Олимпийского огня, мы поняли, что если пойдем обратно пешком, то не успеем на самолет, поэтому вызвали такси.



Следующие два дня каждый шаг при подъеме и особенно при спуске по лестнице отзывался дикой болью, прямо как в этом ролике:


Спустя неделю я восстановился и вернулся к тренировкам, сейчас мы начинаем подготовку к новому сезону. Впереди очень много работы, спасибо вам, что дочитали до конца, и до новых встреч!


Комментариев нет:

Отправить комментарий